Previous Entry Share Next Entry
Закон о шлемах: исследование эффективности на примере Австралии
alex_maisky

Перевел буклет Европейской велосипедной федерации про изучение эффективности закона об обязательном использовании велосипедных шлемов в Австралии.

Краткое содержание:
- австралийцы первыми в масштабе всей страны вменили велосипедистам обязанность ездить в шлеме;
- это быстро привело к уменьшению количества велосипедных поездок — и так небольшая доля использования велосипеда в ежедневных поездках на работу (1.5-2.2%) снизилась в полтора раза;
- одновременно с введением закона об обязательности шлемов снизилось количество велосипедистов, пострадавших в дорожных авариях. Также снизился уровень дорожного травматизма среди пешеходов, водителей и пассажиров автомобилей. Но причиной этого, по всей видимости, был не этот закон, а общегосударственная кампания по повышению безопасности дорожного движения;
- среди госпитализированных в результате аварий велосипедистов доля тех, кто был в шлеме, выросла в 2-2.5 раза, однако соотношение черепно-мозговых травм и травм, не затрагивающих голову, почти не изменилось.



Оригинал: http://www.ecf.com/wp-content/uploads/ECF_FACT-SHEET2_V2.pdf

Итак,

Helmet laws / Case study: Australia

“Травмы головы и законы об обязательном использовании шлемов в Австралии и в штате Виктория”

Австралия

На протяжении 1976-1986 годов уровень использования велосипедов для поездок на работу увеличивался во всех штатах. Перепись 1991 года показала следующую картину:
- те штаты, в которых законы об обязательном использовании шлема (ЗОШ) были введены до переписи 1991 года, продемонстрировали инверсию наблюдаемой до этого тенденции к увеличению уровня велопользования (красная линия на графике — штаты Виктория, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Тасмания),
- в штатах, где такие законы еще не начали действовать, доля людей, ездящих на работу на велосипеде, продолжала расти (голубая линия — Квинсленд, Западная Австралия, Австралийская столичная территория). Резкий спад здесь обнаружился только по результатам переписи 1996 года, когда законы об обязательности шлемов стали действовать во всей Австралии1.
Положение с тех пор не восстановилось. Уровень использования велосипедов продолжал снижаться на протяжении следующих десяти лет. К переписи 2006 года в некоторых штатах уровень велопользования начал немного увеличиваться, так как органы здравоохранения начали пропагандировать езду на велосипеде, пытаясь противодействовать отсутствию двигательной активности и ожирению. Но в других штатах, как, например, в Виктории, доля использования велотранспорта все еще остается на уровне 1970-ых годов.

Данные переписи: процент людей, ездящих на работу на велосипеде


Процент людей, ездящих на работу на велосипеде в штате Виктория


Что же происходит с безопасностью, как законы об обязательности шлемов влияют на количество черепно-мозговых травм? График ниже показывает, что число ЧМТ стало снижаться до принятия этих законов (в это время количество велосипедистов еще продолжало немного увеличиваться). Затем, после начала действия ЗОШ, снижение прекратилось и число ЧМТ установилось на постоянном уровне. Любопытно, что данные по другим видам транспорта за это время демонстрируют такое же поведение. Это означает, что уменьшение ЧМТ могло быть вызвано другими факторами. Например, большой общегосударственной кампанией по повышению дорожной безопасности, включающей просвещение пешеходов, усиление контроля за вождением в нетрезвом состоянии, и снижение скорости движения. Так что мы могли бы даже предположить, что в худшем случае ЗОШ мог на самом деле привести к увеличению травм головы (имеется в виду, что с началом действия закона уменьшение ЧМТ-травматизма прекратилось — прим. пер.). В лучшем же случае, этот закон никак не повлиял на риск.
К сожалению, данных за период после 2000 года почти нет. Однако известно, что в Западной Австралии в период с 2004 по 2008 годы в больницы ежегодно попадали в среднем 884 велосипедиста. Это на 37.6% выше, чем средее значение за годы до принятия ЗОШ — 642 велосипедиста. Но нужно принять во внимание, что это общее количество госпитализированных, а не только тех, кто попал в больницу с травмами головы2.

Черепно-мозговые травмы у велосипедистов и других участников дорожного движения, госпитализированных в штате Западная Австралия

Более детальное изучение на примере штата Виктория

Томпсон и др. в известном исследовании 2002 года утверждают, что число травм головы в штате Виктория снизилось после принятия закона об обязательности шлемов3.

Однако следующий график показывает, что в то же время, когда был принят этот закон, снизилось и количество ДТП с пешеходами. Томпсон в своем исследовании допустила ошибку, не приняв во внимание, что одновременно с введением этого закона по всей Австралии шла кампания по повышению безопасности дорожого движения. Не могло ли это быть реальной причиной снижения ЧМТ-травматизма среди велосипедистов?

Количество погибших пешеходов


На другом графике можно ознакомиться с данными по велосипедистам, госпитализированным после дорожных аварий. На графике отображено общее количество госпитализированных велосипедистов (синий график, шкала справа) и отдельно число тех, кто получил травму головы (красный график, шкала слева). Видно, что и до, и после принятия закона об обязательности шлемов обе кривые имеют похожую форму. Резонно задать вопрос: если шлемы действительно снижают риск травмы головы, то почему тогда количество ЧМТ уменьшилось не больше, чем количество других травм4?

Велосипедисты, госпитализированные в штате Виктория с черепно-мозговыми травмами и травмами, не затрагивающими голову

Вывод

1. Количество травм велосипедистов снизилось в то же время, когда был введен закон об обязательном использовании шлемов. Однако это снижение было одинаковым как для черепно-мозговых, так и для других травм, что означает, что шлемы не оказывают влияния на травматизм головы.

2. В штате Виктория закон об обязательном использовании шлемов начал действовать во время проведения кампаний против вождения в нетрезвом состоянии, за повышение безопасности дорожного движения и ужесточение контроля за нарушения скоростного режима.

Нет убедительных доказательств того, что закон об обязательном использовании велосипедных шлемов в Австралии привел к уменьшению травм головы, поскольку в это же время снизилось количество всех травм. На самом деле, этот закон мог даже способствовать уменьшению эффективности кампаний за безопасность дорожного движения, проводимых в то же время.

Ссылки

1. http://www.cyclehelmets.org/1194.html
2. http://www.cycle-helmets.com/results.html
3. Thompson DC, Rivara FP, Thompson RS., 2002. Helmets for preventing head and facial injuries in bicyclists (Cochrane Review). Cochrane Database Syst Rev issue 4, 2002
4. http://www.cyclehelmets.org/1242.html


P.S. Если кому-то этот пост кажется провокационным, то это потому, что вы еще не видели вот этого буклета.



Posts from This Journal by “велобезопасность” Tag


?

Log in

No account? Create an account