Previous Entry Share Next Entry
Велосипедизаторы и автомобильнутые
alex_maisky
Или пара слов о противостоянии "велосипедистов" и "автомобилистов"

Велосипедисты и автомобилисты не просто так взяты в заголовке в кавычки. Антагонистами являются вовсе не они, а относительно небольшие группы велосипедных и автомобильных активистов. Слова же велосипедист и автомобилист в большинстве случаев отражают лишь временные транспортные роли обычных людей, никак не вовлечённых в противостояние.



Между вело- и автозащитниками есть важное отличие. Деятельность первых направлена на улучшение условий движения, повышение безопасности и качества жизни почти всех горожан — от младенцев до стариков, несмотря на то, ездят ли они на общественном транспорте, на велосипеде или на своём авто. Вторые агитируют исключительно за улучшение условий езды на автомобиле, принимая в штыки велосипедные дорожки, выделенные полосы для общественного транспорта, платную парковку, платный въезд в центр и вообще любые меры, направленные на ограничение привычки передвижения на авто. И не задумываясь (или умалчивая) о том, что такое улучшение означает увеличение числа автомобилей на дорогах, а стало быть только усиление и учащение заторов, пробок и аварий.

Однако, и это ещё важнее, размеры групп людей, которые поддерживают "велосипедизаторов" и "автомобилизаторов" (или являются потенциальными сторонниками), соотносятся совершенно обратным образом. К велосипедистам или приверженцам развития велотранспорта себя могут отнести очень немногие — один, в лучшем случае, два процента населения. Тогда как автомобилистом считает себя как минимум каждый владелец автомобиля, которых в нашей стране около 30% населения, причем населения взрослого и платежеспособного, т. е. в какой-то мере авторитетного для как минимум своих детей и домочадцев.

Итак, вдумайтесь: велосипедизаторы выступают за благо для всех, но все об этом не в курсе, и в глазах этих всех они выглядят маргиналами. Поддерживают их при этом очень немногие, даже не все велосипедисты являются их сторонниками. Автомобилизаторы — за благо для многих (но не для всех и даже не для большинства), и причем, в ущерб для всех остальных. Но солидарность с ними ощущает гораздо более широкая аудитория.

Поэтому следует:

1. Перестать употреблять слова велосипедисты и автомобилисты в обобщающем смысле. Например, в таких контекстах: велосипедисты проезжают перекрёстки на красный или автомобилист напал на пешехода за то, что тот сделал ему замечание. Так поступают придурки и идиоты, которых хватает во всех стратах нашего общества. И их так и надо называть.
Искусственно разделять людей по признаку авто/вело, особенно, когда это не имеет (большого) значения — это значит, разделять людей. Причем, зачастую такое разделение отнюдь не в пользу адептов велотранспорта.
В конкретных случаях, когда имеет значение, ехал ли человек на велосипеде или на автомобиле, или шел пешком, говорить велосипедист, автоводитель и пешеход, конечно, вполне уместно.

Похожий совет не так давно давал читателям своего блога и популярный английский велосипедизатор Mark Treasure: do not use them/they language, do not engage in antagonism.

2. Избавиться от обидных производных от слова авто: автомобильнутые, автоупоротые, автомобилоиды и т. п.

Как раз тех, против кого они направлены, эти слова не особо задевают. Но могут быть негативно восприняты нормальными автовладельцами. Что только добавит отрицательных очков в карму велосипедизаторов. К урбанистам, ратующим за общественный транспорт, это тоже относится.


Recent Posts from This Journal


  • 1
А выступают ли за благо для всех, те велосипедизаторы, что считают тротуары в 2,5-3 метра избыточно широкими для пешеходов и предлагают отрезать часть их ширины под велодорожки?

Я ваше мнение спрашиваю. Они-то уверены в собственной правоте.

Тогда переформулируйте вопрос, пожалуйста.
Сейчас вы спрашиваете, что делают некоторые люди, причем даже не называете их имен. Я не знаю, за что выступают эти неназванные велосипедизаторы. Представления не имею, что это за тротуары, где они, сколько там пешеходов и сколько велосипедистов, есть ли другие возможности сделать велодорожку, ...

Вообще вопрос был общего характера: все ли велосипедизаторы выступают за всеобщее благо? Ибо бывают велосипедизаторы, предлагающие создавать велодорожки за счёт тротуаров (шириной 2,5-3 метра, что является минимумов но нынешнем нормативом для жилых улиц). Также интересно, является ли всеобщим благом, создание велодорожек за счёт газонов и зелёных насаждений?
Но если очень нужна конкретика, то речь была про велосипедизаторов из Зюзино и велодорожку вдоль улиц Каховка-Намёткина. Велосипедистов, допустим, человек 40 на весь район.

Если там действительно такие узкие тротуары и по ним ходит много людей, то соглашусь, что велодорожки за счет тротуаров — неправильное решение. На этой улице я бы посоветовал последовать примеру Альметьевска, где велодорожки делают за счет газонов. В таком зеленом районе, как Зюзино, зеленых насаждений при этом убудет не много. Сомнения могут быть только в выборе самой улицы. Мне, не москвичу, при взгляде из космоса кажется, что более велодорожки на соседних улицах были бы более востребованными. Но это как раз тот вопрос, в котором местные жители часто оказываются компетентнее внешних экспертов.

  • 1
?

Log in