Previous Entry Share Next Entry
Ответственность сильного — пережиток прошлого или мы до этого ещё не доросли?
alex_maisky
Обсуждение недавней аварии в Каменске-Уральском ещё раз показало удивительную вещь: почти все, причем и велосипедисты, считают виновным в данной аварии исключительно велосипедиста. Многие глумятся над ним, заявляя, что он получил по заслугам, и жалеют беднягу-водителя, которому придется оплачивать лечение пострадавшего. Но никто не говорит о невнимательности водителя, о его ответственности.


Хотя вина водителя станет бесспорной, если представить в данной ситуации ещё один автомобиль, который успел остановиться перед велосипедистом, а вторая машина в неё въехала. Велосипедист в этом случае по-прежнему негодяй, спровоцировавший аварию. Первый водитель молодец, но будет ходить какое-то время в филадельфийском воротнике. А водитель второй машины будет однозначно виновным.

Что это, стокгольмский синдром? Люди сами не заметили, как стали заложниками дорог и автомобилей. Все забыли, что автомобиль не просто так причисляют к источникам повышенной опасности, а улица — вовсе не производство, для допуска на которое нужно пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в соответствующем журнале, явно принимая ответственность за свои ошибки.

Не оправдываю велосипедиста на этом видео, особенно если он поехал на красный. Но думаю об ответственности водителя. Не столько материальной (правовой), сколько моральной. Если человек в машине сбил пешехода или велосипедиста, появившихся перед ним "неожиданно": без световозвращающего фликера в темноте или верхом на велосипеде на переходе, достаточно ли этому человеку будет осознания того, что уж он-то соблюдал все правила ПДД, чтобы потом спать спокойно?

Кстати, слово "неожиданно" я заключил в кавычки не случайно. Мы ежедневно видим людей, переходящих дорогу на красный; велосипедистов, едущих по переходу на велосипеде; молодежь и пенсионеров, перелезающих заборы, чтобы перейти дорогу по короткому пути. Разве можно считать такое поведение других людей неожиданным, когда встречаешься с ним постоянно, и, может быть, поступаешь так сам?

Ещё одно небольшое отступление: сдается мне, что подобно тому, как водители уверены в своей невиновности, если считают, что не нарушали ПДД, так же ограничиваются в своей ответственности и дорожные проектировщики. Среди них не редкость люди, абсолютно уверенные в своей правоте потому, что исполняют предписания ГОСТов. И они отбрасывают саму мысль о том, что можно сделать улицу/дорогу ещё безопаснее и удобнее, если добавить к гостам немного заинтересованности и заботы о людях.

Я считаю, что ответственность водителя должна быть выше, чем велосипедиста. Велосипедиста выше, чем пешехода. Человека, вооруженного огнестрельным оружием, выше, чем невооруженного. Взрослого выше, чем ребенка.

С физической точки зрения хотя бы просто потому, что у первых в распоряжении больше кинетической энергии, и выше цена ошибки. Не зря получение права на обладание оружием и управление автомобилем подразумевает определённый отбор и подготовку.

С моральной точки зрения — бо́льшие права всегда означают и более высокую ответственность. Если у тебя есть право возить свою тушку в полуторатонной железной коробке и ты пользуешься этим правом, создавая неудобства и угрожая здоровью и жизни других людей, изволь принять и более высокую ответственность. И хочется надеяться, что большинство людей всё это прекрасно понимает и осознает.

Нельзя не вспомнить о том, что в странах с более длительной историей массового автомобилизма уже давно пришли к пониманию того, что люди ошибались, ошибаются и будут ошибаться (да и не только люди, но и техника иногда сбоит), поэтому дорога должна не карать жестоко даже за малейшую оплошность, а наоборот, минимизировать последствия ошибок. Принцип снисходительности к ошибкам — один из краеугольных камней концепций Sustainable safety и Vision Zero. И раз уж наши дороги не прощают людям ошибок, давайте мы сами будем более гуманными к нашим согражданам. Ведь под колесами может оказаться и знакомый или близкий человек.


Posts from This Journal by “велокультура” Tag


  • 1
Какая именно ответственность, по-вашему, должна быть в этом конкретном случае? Посадить его надо или как?

  • 1
?

Log in