?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
70 секунд стоим, 7 едем? Такой велогандикап нам не нужен
alex_maisky
В отношении петербургских транспортных ведомств к велосипедистам происходит какой-то тектонический сдвиг:
  • Дирекция транспортного строительства этой весной установила первый в городе велосипедный светофор. Правда, в остальном их "транспортный объект" получился даже более монструозным, чем обычно.
  • Ведущий специалист ДОДД в одной из недавних телепередач заявляет, что готов всё лето ездить на велосипеде до метро, если там появится велопарковка. И поддерживает увеличение финансирования на велоинфраструктуру.
  • Тормозом развития велотранспорта часто выступает ГИБДД. За год, прошедший с появления велосипедных полос на набережных Фонтанки и на Петроградской стороне, у них так и не получилось справиться с парковкой автомобилей на велополосе. Но вроде как и тут наметился прорыв. Городской центр парковок и велодорожек договаривается с ГИБДД о совместных рейдах для борьбы с нарушениями парковки.
Вообще, очень интересная передача в плане подсказок о том, что ожидает будущих петербургских велосипедистов:


Но в то же время наших транспортников дорожников бросает и в противоположные крайности. В этой же передаче Дмитрий Попов из ДОДД рассказывает, что они придумали т. н. стратегию велогандикапа для приоритетного пропуска велосипедистов на перёкрестке.

Тут стоит пояснить, что опережающий старт велосипедистов широко используется в мировой практике, особенно в городах с развитым велотранспортом. Подход заключается в том, что зелёный сигнал на велосипедном светофоре включается на несколько секунд раньше, чем на основном светофоре. Это позволяет велосипедистам, скопившимся перед перекрёстком на велосипедной полосе/дорожке или в байк-боксе, выехать на перекресток раньше автомобилей. Опережающий старт увеличивает видимость велосипедистов, тем самым способствуя повышению безопасности движения. Аналогичную тактику — leading pedestrian interval — применяют и для пешеходов. Например, в Нью-Йорке.

Вот видеопример, как опережающий старт работает в Лондоне:


Однако, из слов представителя ДОДД складывается другая картина. Велогандикап от ДОДД — никакой не гандикап, а банальное разделение потоков по фазам:

"Реконструкция, которая будет по светофорным объектам по Фонтанке, предполагает стратегию, которую предложила Дирекция по организации дорожного движения – стратегию велогандикапа. Высокоинтеллектуальные светофоры будут засекать, зарегистрировался велосипедист в полосе или нет, подъехал или нет к перекрестку. И если он там есть, велосипедный светофор будет включаться чуть раньше, чем транспортный…
Там будет не очень много секунд, всего семь. Велосипедистам надо признать себя участниками полноценного транспортного процесса. Потому что если ты на момент включения велофазы не оказался зарегистрированным, то есть не подъехал к светофору, то тебе придется подождать. Мы таким образом снимаем конфликты, не описанные в правилах. Это решение, в общем, такое, которое позволяет спасти."

То есть, после установки велосветофоров проехать перекресток с ходу станет почти невозможно. Велосипедистам на Фонтанке будут выделять всего по семь секунд в светофорном цикле. И то не в каждом, а только, если велосипедист уже стоит перед светофором.

У такого решения есть только один несомненный плюс — оно исключает пересечение траекторий едущих прямо велосипедистов и поворачивающих направо машин. Но предлагаемая длительность велосипедной фазы существенно снижает уровень обслуживания велосипедистов в плане времени ожидания. Также совершенно не учитывается психологический аспект — есть высокая вероятность, что многие велосипедисты будут выезжать в автомобильные полосы движения, чтобы проехать перекресток на зелёный сигнал основного светофора. Это решение совершенно не способствует привлечению новых пользователей велотранспорта. Скорее даже наоборот — будучи реализовано, оно вызовет закономерное недовольство нынешних велосипедистов. Такой "велогандикап" идет вразрез с опробованными мировыми практиками.

Даже к пешеходам организаторы движения относятся гуманнее. Пешеходам, хоть и приходится ждать зелёного дольше, чем водителям, но по-крайней мере, им дают больше времени, чем велосипедистам, и отделяют их от автомобильного потока не полностью.

Кстати, стремление ДОДД разделить потоки вело- и автотранспорта вызывает дополнительное недоумение тем, что это ведомство по-прежнему продолжает игнорировать требование об обязательном разделении пешеходных и транспортных потоков на регулируемых пересечениях. Согласен, что требование это не всегда оправдано и уместно. Но 7 секунд движения на 70 ожидания — ещё больший абсурд. Даже если задаться целью полностью отделить велосипедный поток от правоповоротного автомобильного, совершенно не обязательно делать это только за счёт велосипедистов. Есть и другие варианты. А такой "велогандикап" нам не нужен.

P. S. Было бы интересно и полезно услышать мнение экспертов по организации движения.
Уважаемые Сергей, Михаил, Андрей, Александр, если найдется время, буду признателен. Поскольку в передаче речь шла о велосипедных полосах на Фонтанке, то можно для примера посмотреть на какой-нибудь перекресток, где велополосы уже попали на Яндекс.панорамы:




Recent Posts from This Journal


  • 1
Я ни разу не специалист, а обычный велосипедист. Но тем не менее.

Стандартный манёвр который обеспечивает безопасность для велосипеда от машин, поворачивающих направо - выехать перед светофором за стоп-линию и занять положение в середине полосы. Почему бы просто не узаконить такой манёвр, выделив для велосипедов специальную зону между стоп-линией и пешеходной зеброй? Как это делается в некоторых странах для велосипедов, поворачивающих налево?

Да. И в тексте выше спрятана ссылка на описание такой зоны.
Но "просто узаконить" что-то — это совсем непросто.

Это не в тему. Выезд в середину полосы нужен, когда нет велополос. Светофоры же будут ставить только на светофорах с велополосами/велодорожками.

Возможно, вас на велополосе никогда не подрезали автомобили, поворачивающие направо.

Смысл велополос как раз в разделении потоков. Вы же предлагаете наоборот из смешивать. Конфликтных ситуаций это избежать не позволит, но увеличит их число.

Кто будет виноват за сбитого рядом с полосой велосипедиста? А что, если он выскакивает в автополосу внезапно?

Нет, не смешивать. Зона для велосипеда перед светофором, или байк-бокс, как она называется в тексте, это тоже вариант разделения потоков. Велополосе это никак не противоречит, а наоборот дополняет её.

Edited at 2018-07-16 05:24 am (UTC)

Ваш спор, мне кажется, проиcходит оттого, что ты рассуждаешь в рамках существующей ситуации, а opup предлагает её изменить.

Велосветофоры у нас действительно будут ставить только на перекрестках с велосипедными дорожками/полосами. А где ещё? Ведь таких зон для остановки велосипедистов у нас ещё нет. Вообще же, велосветофор с опережающим стартом велосипедистов очень хорошо дополняет такие зоны. Посмотри вот видос из Кембриджа.

Другое дело, что такие зоны нужны преимущественно уже существующим велосипедистам, которых не напрягает езда по проезжей части. И не очень способствуют снижению порога вхождения в использование велосипеда широкими народными массами. Но всё равно лучше иметь в гостах такое решение, и при необходимости им воспользоваться, чем ничего не делать.

  • 1